МИНУС ОДИН ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА

Многие ругают этот год и надеются на следующий, но для меня он стал возможностью замедлиться и сфокусироваться на важном. Здоровье, семья, карьера, новые знания, финансовая стабильность и внутреннее спокойствие - это важно. Сотая пара кроссовок, отпуск для галочки, мнение ничего не значащих для тебя людей, алгоритмы соцсетей, успешный успех и рассказы о нем на каждом углу по делу и без, двойные стандарты и выдуманная реальность для посторонних - для меня, вообще не важно. 

Например, вот уже год как я перестала фотографировать для кого-либо, кроме близких. Потому что это не мой основной вид деятельности, и могу это сделать и потому, что сейчас мало просто хорошо снимать. Нужно уметь выворачиваться наизнанку в сториз, параллельно ведя репортаж с очередного мастер-класса/замешивая тесто на пироги/принимая ванну с пеной/на бегу обедая сэндвичем и опаздывая на встречу с командой/шурша бумагой распаковывать новое платье на вечер/прорабатывая детские травмы, зарывать взрослые гештальты/выпрашивать у молчаливых наблюдателей реакции на сториз, чтобы не пропасть из ленты и т.д. (нужное подчеркнуть). 

Просто быть, просто жить, работать и делать хорошо свое дело - недостаточно. Для кого-то. А для меня достаточно, но иногда начинаешь сомневаться в собственной адекватности, и сама себе говоришь - ну да, и шапочку из фольги на голову. И поэтому когда мне попался на глаза новый фильм Netflix The Social Dilemma, я дико обрадовалась, что есть еще на свете люди, ощущающие тоже самое (иногда начинаешь в этом сомневаться). И захотела поделиться мыслями, навеянными фильмом, здесь, чтобы, возможно, кто-то еще порадовался единомыслию и сократил свой онлайн до приятных фильмов, пары минут просмотра обновлений у близких (действительно близких, а не близких по духу знаменитостей и незнакомцев) и рабочих чатов (в рабочее время). Потому что иначе твоя реальность перестает быть реальной, она формируется из смеси рекламы, заблуждений, обманов и мыслей других.

Сейчас инстаграм — это глобальная социальная сеть, в которой пишут неимоверно длинные тексты о чем угодно с переносом в карусель. Она принадлежит ещё более глобальной социальной сети. И обе они монетизируются за счет рекламы, что, наверняка, ни для кого не новость.

Как напоминают в фильме, и как давно известно: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. И если ты не платишь за товар, ты сам - товар. В данном случае товаром является твое внимание и контент, который мы создаем и потребляем в неимоверных количествах.

Ещё одна известная формула - the house always wins. Она изначально про казино - не стоит пытаться обыграть казино, всё равно оно в конце дня остается в плюсе, несмотря на редких счастливчиков, уносящих в карманах по паре фишек. И она применима ко всем огромным системам, в которые мы приносим свои, по сути бесценные, время и внимание, и думаем, что обретаем в ответ что-то еще более значимое - признание, общение с родными во всех уголках планеты, вечный и бесплатный бэкап архива фотографий и видео, монетизацию творчества, опять же...и много-много чего еще. Мы платим за это "много-много чего еще" тем, что бесплатно смотрим рекламу и генерим все новый и новый контент, ради которого (в том числе) сетью пользуются все новые и новые потребители.

Многие платформы ничего не платят за этот труд, но мы уверены, что радость от совместного использования будет сама по себе наградой. Это чрезвычайно полезный механизм для владельца платформы - он не требует больших затрат.

Когда, например, Instagram был продан Facebook за 1 миллиард долларов весной 2012 года, в нем было всего тринадцать сотрудников. Вся реальная ценность компании была создана бесплатно массой пользователей - благодарной и трудолюбивой публикой.

(с) Майкл Харрис

Если вы не знаете, кто такой Майкл Харрис, то вот пара фактов: он, будучи редактором, однажды обнаружил себя в состоянии "частичной сосредоточенности" — он постоянно перескакивал с непрочитанных сообщений электронной почты на SMS-сообщения или звонки, пытаясь справиться со всеми потоками информации.

В итоге он ушел с этой работы и сознательно проводил время в одиночестве и спокойствии, отказавшись от бесчисленных девайсов и писем, заполнявших любую пустоту и всё свободное время. В книге "Со всеми и ни с кем" он описывает в том числе и свой эксперимент, в рамках которого он отказывался от всех средств связи — от Интернета до мобильного телефона.

Я не была в числе самых первых пользователей того, старого Инстраграм, но застала те времена, когда он был только лишь галереей с классными (сейчас уже жуткими и немодными) фильтрами и рамочками. В то время под фотографиями было принято писать комментарии, если нравилось. И все это, в целом, выглядело весьма привлекательно и безобидно. Жизнь, как она есть, в постоянном доступе для тех, кто хотел бы быть рядом, но по каким-то причинам не мог.

Появлялись какие-то новые возможности, кнопочки, интерфейсы и лого, но за последние несколько лет Инстаграм улетел в такой космос, что сложно не обращать внимание и не паниковать. В "русском" инстаграме резко выросла мода на "полезные посты", описания к постам уже не обязаны быть связаны с фотографиями. Инстаграм многих людей — это череда вылизанных картинок с красивыми цитатами (непонятно к чему приуроченными) и высокопарными текстами "я прожил долгую жизнь, я познал истину". Скорее сайт-визитка, чем фотогалерея. 

Какое-то время у меня был интерес к тому, что можно увидеть частную жизнь известных людей (в той степени, в которой они сами ее показывают). Был интерес к тому, чтобы вступать в диалоги с незнакомцами в комментариях в желании научить их жизни и с риском получить дерьма ушат в свой адрес. Но сейчас все незнакомцы на мьюте, собственный опыт и мнение - в своей голове и диалогах с близкими, а вступление в дебаты с посторонними - внутреннее табу. Это лишняя трата энергии, ведь все-равно каждый остается при своем мнении. Весной мой инстаграм был заблокирован по каким-то мне неведомым причинам, и все то, личное, переписки, фото, комментарии друзей, просто исчезло. Я, как вечный продуман по жизни, все фото всегда резервирую, поэтому большой утратой для меня это не стало. А вот серьезным поводом для размышлений да, стало. При всей той полезности, что мы несем соцсети бесплатно, что несет она нам в ответ? Какие гарантии?

Фиг с ней со статистикой, и непоказами меня моим же подписчикам, потому что я не оплатила рекламу. Но в такой ситуации, как моя весной, когда есть техническая проблема со входом в аккаунт, все пароли-явки при тебе, а письма с подтверждающим кодом на почту не приходят, и огромная соцсеть, к которой нельзя обратиться ни в саппорт (прилетают стандартные отбивки, ничем не помогающие), ни к ее реальным представителям, например, по телефону — при своих нынешних мощностях они просто не могут содержать достаточно большую армию решателей проблем и отвечателей на вопросы, понимаешь, кто здесь реальный хозяин и получатель всех ништяков.

Как только приходит это осознание, становится безумно жаль тратить свое время и усилия на то, что вот так, по щелчку и безвозвратно, может исчезнуть в один день. Я, спустя полгода, немного поностальгировала по знакомым, информация о которых  исчезла с удалением профиля, в нынешних условиях сильно не повстречаешься лично, и создала новый аккаунт для галки, на случай, если когда-то захочется что-то узнать. Но это больше не пожиратель моего времени и спокойствия, просто небольшое развлечение на тот случай, когда ну совсем нечем заняться или хочется на пару минут переключить внимание. Не более.

Став сторонним наблюдателем и выйдя из системы, начинаешь безумно веселиться от взгляда туда, где кто-то все еще (почти беспомощно) пытается догнать соцсети и поисковые системы наших дней. Начинаются гадания на кофейной гуще, проверки гипотез, эксперты расчехляют свои хрустальные шары. Как давно длинные видео длиной ранжируются лучше, чем трехминутные? Рецепты, голые попы и котиков расшаривают чаще, чем сдержанные портреты и пейзажи? А ссылку в первый комментарий или в посте? А хэштеги еще работают? Лучше таплинк или ссылку на блог поставить, а там расписать более детально? А правда, что сториз без реакций подписчиков, пропадают из ленты?

С одной стороны, атмосфера неясности и "коммерческой тайны" вокруг алгоритмов формирования ленты и результатов поисковой выдачи создает огромное поле для монетизации. А с другой, мы становимся всё более зависимыми от этих пассивных агрессоров. Тех, кто делают, что хотят, а если у нас лопнет терпение — заменят нас на кого-то еще.

Но идея всего вышесказанного - не заставить кого-то уйти в глухие леса, перерубив любые связи с Интернетом. Просто, в те моменты, когда начинает создаваться ощущение себя в качестве вечно бегущего в колесе непонятно куда хомячка, можно возвращаться к старому доброму: искать информацию, а не потреблять ту, что вам преподносят алгоритмы; постить красивые картинки для близких людей, а не искать идеальный ракурс, пытаясь зацепить толпу незнакомцев; делать паузы на дни и недели, чтобы отдохнуть от онлайна; вернуть себе свою песочницу для фотографий, если вам не комфортна идея превращать свою личность и жизнь в публичную; заходить на страницы знакомых и друзей не из ленты новостей, а нечеловеческим усилием нажатия на профиль человека, потому что соскучилась и захотелось посмотреть фотографии и написать пару приятных слов. 

Вам может понравиться