ЭКСКУРСИЯ ПО МУЗЕЮ ГУГЕНХАЙМА В БИЛЬБАО ГЛАЗАМИ ПРОФЕССОРА ЛЭНГДОНА

Музей Гуггенхайма в Бильбао - один из «героев» новой книги Дэна Брауна «Происхождение», вышедшей в конце 2017 года. Здесь, среди произведений современного искусства, созданных художниками мирового значения, гид Уинстон представляет поклоннику творчества Босха и Гойи музей и его объекты. И делает это со всей убедительностью и мастерством автора мировых бестселлеров. Всегда интересно живо представлять то, что весьма детально описывает автор в своем произведении, но, если точно знаешь, что описание затрагивает реально существующие места и объекты, иногда просто сомневаешься с своей эрудиции, и так и подмывает заглянуть в поисковик. Для полноты экскурсии мы проиллюстрировали отрывок из романа фотографиями экспонатов. 

Наука, искусство, архитектура, футурология, тайное общество, религиозные деятели, красивые женщины, профессор и действие, которое разворачивается в течение небольшого промежутка времени — таков главный рецепт всех романов Дэна Брауна. Загадка прячется за загадкой, ребус — за ребусом. Все их предстоит разгадать главному герою — профессору из Гарварда Роберту Лэнгдону, интеллектуалу и снобу, эксперту по символам и мастеру амбиграмм.

После экранизации книги «Код да Винчи» в образе главного героя нового романа все так же видится актер Том Хэнкс. Прототип друга Лэнгдона,компьютерного гения Эдмонда Кирша - наверняка Стив Джобс, один из основателей корпорации Apple. Героиня романа, красивая и умная невеста принца Испании, еще и директор музея Гуггенхайма, получила имя Амбра. Очевиден реверанс супруге нынешнего короля Испании Филиппа VI — Летисии, работавшей до замужества журналисткой.

По уже сложившейся традиции, Браун помещает своих героев в нетривиальные декорации, и на этот раз действие начинает разворачиваться в стенах знаменитого Музея Гуггенхайма в испанском городе Бильбао.

Эдмонд Кирш, один из первых студентов профессора Лэнгдона — гениальный бизнесмен и футуролог, сколотивший огромное состояние на компьютерных технологиях, приглашает своего давнего друга на торжественное мероприятие. В ходе презентации Кирш собирается сделать некое объявление, которое призвано «изменить лицо науки навсегда». Местом презентации Кирш выбирает здание Музея Гуггенхайма в Бильбао. А ведет гостей по залам музея персональный аудиогид по имени Уинстон,который оказывается компьютерной программой, созданной гениальным Киршем.
Ошеломительная способность компьютерного интеллекта Уинстона (названного в честь британского премьер-министра Уинстона Черчилля) к анализу современного искусства проявляется в ходе экскурсии. Читателям предоставляется возможность взглянуть на экспонаты Музея Гуггенхайма глазами героя, предпочитающего классическое искусство современному, а Дэн Браун в диалогах Уинстона и профессора Лэнгдона дает обзорную лекцию, в которой предметы, созданные художниками нашего времени,оживают и предстают в совершенно ином свете. Пройдемся и мы по изящным изогнутым галереям роскошного Музея и посмотрим на его экспонаты глазами героев книги Дэна Брауна «Происхождение».

Если вы прочтете книгу «Происхождение», то узнаете, что каждый из гостей, прибывший на таинственную лекцию Эдмонда Кирша в Музей Гуггенхайма, получил в свое распоряжение индивидуального, персонального гида-собеседника вместе (в виде?) суперсовременных наушников. Профессор Лэнгдон продвигается к месту проведения лекции, организованной Киршем, и попутно осматривает экспозицию музея. Он не догадывается, что его персональный аудиогид — искусственный интеллект по имени Уинстон. А пока Лэнгдон идет по музейным залам, Уинстон проводит тест Тьюринга — сам для себя. И у него все получается.

Следуя по музею и беседуя с Уинстоном, профессор Лэнгдон получает от него, что называется, квинтэссенцию определения современного искусства. И звучит это так:
В мире классического искусства произведение ценится за мастерство автора, то есть за его умение работать кистью или резцом. В современном искусстве на первый план выходит идея. А исполнение отступает на второй. Например, написать сорокаминутную симфонию из одного аккорда и двадцати минут тишины теперь может каждый. Но сама идея принадлежит Иву Кляйну.

Уинстон делает отсылку к полному названию произведения Фуджико Накая — «Туманная скульптура № 08025. F.O.G.» (Бильбао, 1998). Эта инсталляция была создана скульптором по просьбе ее друга и соратника Роберта Раушенберга к открытию его персональной выставки в Музее Гуггенхайма, после которой художник выкупил ее и передал музею в вечное и безвозмездное пользование. А аббревиатура F.O.G. в названии инсталляции соответствует первым буквам имени архитектора Фрэнка Оуэна Гери, который спроектировал Музей Гуггенхайма в Бильбао.